Лента новостей
Статья16 мая , 08:57

«Язык — дракон, глаза — ястребы». Быть воздержанными и чаще молиться завещала страждущим гавриловская схимонахиня Сепфора

В миру Дарья Шнякина, урождённая Сенякина, родилась в селе Глухово Тамбовской губернии. Была монахиней Русской православной церкви. 13 мая верующие гавриловцы почтили память своей монашествующей землячки.

Матушка Сепфора
Матушка СепфораФото: архив историко-краеведческого музея Гавриловского округа

В Гавриловском округе чтут память схимонахини Сепфоры, урождённой Дарьи Сенякиной, которая появилась на свет в селе Глухово Тамбовской губернии (сейчас село Глуховка Гавриловского округа) в 1896 году. 

Из тринадцати детей у родителей Дарьи выжили трое: она и братья Василий и Павел. Впоследствии братья были убиты: Василий — во время Первой мировой войны, Павел — при раскулачивании в начале 1930-х годов.

В конце жизни Сепфора вспоминала:

— Жили мы хорошо с родителями, ходили в храм с иконой на вратах. В родне моего отца были монахи. В маминой родне были тоже три монахини и один монах.

Дед Дарьи, крестьянин Алексей, много ездил по святым местам. В 1903 году он привез внучке чётки. Схимонахиня вспоминала, как учили её Иисусовой молитве жившие в Глухово при храме Покрова Божией Матери монахини, обучали шитью и ткачеству. Говорили, что во время работы нужно произносить молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную».

Дарья не думала о замужестве: желала принять иноческий постриг. Но когда после смерти отца, в 1916 году, к ней посватался односельчанин, человек верующий, бывавший в Сарове и Дивееве, мать Дарьи благословила брак. Войдя в большую зажиточную семью, Дарья стала старшей снохой, которой по чину полагалось за всем следить, всем распоряжаться, быть домоправительницей.

В 1933 году семья Дарьи пережила раскулачивание, дом разобрали по брёвнышку, свёкра и свекровь сослали на Соловки. До раскулачивания у Дарьи родились четыре дочери: Александра, Параскева, Лидия и Иулия. Вместе с детьми женщина перебралась к мужу в Тульскую губернию, где он строил шахту в надежде заработать денег и обеспечить семью.

В 1946 году после смерти мужа Дарья с детьми переехала в тульский город Киреевск. Дочери выросли и теперь могли заботиться о себе, не отрывая мать от церковных служб.

Однажды во время уединённой молитвы Дарье явилось видение: ангелы совершили над ней обряд монашеского пострижения. Приехав на исповедь в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, она рассказала об этом. Здесь же, 20 октября 1967 года, её постригли в мантию в возрасте 71 года с именем Досифея.

«Язык — дракон, глаза — ястребы». Быть воздержанными и чаще молиться завещала страждущим гавриловская схимонахиня Сепфора
Фото: архив историко-краеведческого музея Гавриловского округа

Матушка Досифея поселилась в Сергиевом Посаде. Многие обращались к ней за советом. В декабре 1989 года митрополит Тульский и Белёвский Серапион постриг её в схиму с именем Сепфора. В Рождественский сочельник 1996 года схимонахиня Сепфора переехала из Киреевска в Клыково. Она выходила из кельи только в храм. К ней приезжали оптинские иноки, монахини и послушницы, страждущие со всей России.

Матушка Сепфора очень любила Оптину пустынь, в которой, по её мнению, всегда пребывало Божие благословение. В 1988 году старица посетила прославленную обитель. Она ходила среди развалин и приговаривала: «Благодать! Сколько же здесь Благодати!».

— Матушка вела необыкновенно высокодуховную жизнь. Она молилась так, что было явно: слепая старица видит ангельский мир так же ясно, как мы видим друг друга. Господь её одарил всем, что мог человек получить из духовных даров,
вспоминали её современники.

Один из послушников спросил её:

— Как жить, матушка? Такое время — кругом одни искушения!

Она отвечала неторопливо:

— Вставай с постели и подходи ко Господу: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». И проси всё — куда тебе и что. А то враг поведёт. Выйдешь за порог — там семь дорог, а тебе одна нужна… И молчи… И молитву держи: «Господи, сокровище моё! Ты моё счастье…Ты мой покой… Предаюсь воле Твоей!».

Современники схимонахини вспоминали:

— Матушка очень не любила, когда порицали кого-то. Она запрещала: «Никогда не смейте говорить о ком-то плохо. Каждый человек стоит перед Богом. Господь знает, как управить его жизнь. И кто мы такие, чтобы осуждать!».

Своих духовных чад Сепфора наставляла:

— Надо часто обращаться к святым. Если в доме есть пять икон, надо знать Тропарь, Житие Святых, иначе это не иконы, а выставка картин… Надо знать Священное Писание, уметь думать, размышлять над ним.

Она всегда пыталась обратить внимание приходивших к ней на то, что нужно контролировать свои эмоции и слова. И говорила:

— У нас язык — дракон. Мы всё время болтаем лишнее. Сердце — лев. Оно вечно гневается, рычит. Ноги — зайцы: то от послушания бегают, то от хороших дел. Руки — грабли: всё хотим себе загрести. А глаза — ястребы: всё мы видеть желаем, любопытство не даёт нам покоя.

Матушка Сепфора говорила, что нельзя кричать на детей и ругать их. Детей надо воспитывать с любовью и мягко наставлять их на правильный путь. Дитя — как воск, из которого можно слепить всё, что хочешь.

Надгробие на месте захоронения схимонахини
Надгробие на месте захоронения схимонахиниФото: архив историко-краеведческого музея Гавриловского округа

Схимонахиня Сепфора умерла 13 мая 1997 года, прожив 101 год. Она похоронена возле алтаря Никольского придела храма Спаса Нерукотворного в селе Клыково Калужской области.

Автор:Ольга Косенкова