Лента новостей
Статья9 января , 13:20

«Как запрягать лошадь, в первый раз показали. Потом сама…». В год Змеи жительнице гавриловского села исполнится 90 лет

Когда-то жизнь Марии Провоторовой протекала в труде и заботах. Шестеро детей, напряжённая работа в местном колхозе. Сейчас возраст даёт о себе знать. Мария Ивановна убеждена: жизнь прожита не зря. Девять внуков и 14 правнуков любят бабушку и прабабушку, которая в наступившем году отметит 90-летие.

Мария Ивановна Провоторова
Мария Ивановна ПровотороваФото: Наталия Копылова

Родилась Мария в селе Синявка (теперь это Гавриловский муниципальный округ). Вся жизнь её прошла в этом селе. Родители, братья и сёстры — в семье было пятеро детей — ютились в небольшом доме. Главное содержание своей жизни эта женщина умещает всего в одном слове — «труд».

Работа в колхозе от зари до зари, чтобы выжить. Дети в те годы приобщались к труду рано, помогали взрослым. А когда началась Великая Отечественная война, попросту заменили их у в полях и на фермах, потому что фронту нужно было продовольствие. И цель у всех была одна — великая Победа.

«Отцы возвращались с фронта, а мой не вернулся»

Весть о капитуляции фашистской Германии в селе встретили со слезами на глазах, с надеждой на то, что жизнь наладится.

— Возвращались в село мужчины с фронта, а мой отец не вернулся. Где сложил он свою головушку, не знаем. Знаем, что пропал без вести, и всё. И не осталось ни одной его фотографии,
с горечью вспоминает Мария Ивановна.

Начальную школу, четырёхлетку, она окончить успела, читать-писать научилась, о бОльшем в то время никто и не мечтал. Надо было помогать матери по дому и в колхозе, чтобы прокормиться. Семья была большая, а кормилица — одна мама. Не до учёбы было.

Бойкая, ловкая девчонка небольшого роста с ранних лет умело управлялась с лошадьми, ездила верхом. На конной повозке возила зерно, зерноотходы, корма, при разборке конюшни доставляла строительный материал.

«Как запрягать лошадь, в первый раз показали. Потом сама…». В год Змеи жительнице гавриловского села исполнится 90 лет
Фото: pl.pinterest.com
— Денег тогда не платили, работали за «палочки» — трудодни, на которые позже выдавали хлеб. Как запрягать лошадь, показали в первый раз, а потом сама. Помню, как однажды, при разборке конюшни, на лошадь упала балка. Испугавшись, лошадь понесла, раздувая ноздри, стала просто неуправляемой. Я не смогла её остановить, она сбросила меня и ускакала. Бригадир испугался тогда, что лошадь меня убила, ведь ему бы грозила тюрьма. Но я пришла в себя и пешком вернулась на ферму,
вспоминает пенсионерка.

После работы девчонки спешили на улицу, в клуб, вместе со старшими, но те не принимали их в свою компанию.

— А мы всё равно собирались и за ними ходили хвостиком. Одеть особо было нечего, а хотелось принарядиться,
вспоминает собеседница.

Несмотря на юный возраст и недостаток средств, внимания парней Марии хватало. Многие пытались ухаживать, но покорить сердце сумел красивый высокий парень по имени Александр. В восемнадцать лет вышла она за него замуж.

Свадьбу играть средств не было, хотя сельскую молодёжь всё-таки собрали и веселились, как могли. Во время сватовства ставили жениха и невесту на одну доску и спрашивали у жениха — «Берёшь?». «Беру», — отвечал тот. Потом у невесты: «Идёшь?». Она отвечала: «Иду». Усаживали молодых на лавку, на вывернутую наизнанку шубу в знак безбедной семейной жизни.

Крестьянская свадьба
Крестьянская свадьба Фото: pl.pinterest.com

Любила животных, и они это чувствовали

После замужества пошла Мария работать дояркой на ферму. Круглый год — в резиновых сапогах, в руках тяжёлые фляги и бидоны. Чудеса выносливости проявляли животноводы на колхозных фермах в 1950-60 годы. Тяжело было опытным работницам, а уж молоденьким колхозницам тем более. 

В семье мужа хозяйства не было, привыкшая к труду молодая жена решила обзавестись подворьем: в то время животноводам бесплатно выделяли телят. 

— На ферме за мной закрепили 13 первотёлок, они дали приплод. Непривычные к доению коровы бились, когда дотрагивалась до вымени. Трудно было привыкнуть, руки от ударов распухали и болели. Всё вытерпела, потому что так было нужно,
говорит Мария Ивановна.

В три часа утра шла она на ферму к своим бурёнкам. Перед дойкой кормила животных, чистила у коров и в клетках у телят, всё делалось вручную. Старались побольше и получше накормить, чтоб надои были высокими. Доили трижды в день. Когда ждали растёла, на ферме приходилось оставаться с ночёвкой.

Как же можно управиться с таким количеством бурёнок, ведь у каждого свой нрав?  

— Всякое бывало: и подойники в стену летели, и руки в синяках были. Я животных любила, они это чувствовали. Настанет время дойки, я только голос подам, они становятся, приготовившись. С лаской подходила, не ругала, не замахивалась, если вижу, что настроена агрессивно, бывало, поглажу и успокою. Были у меня и любимицы,
рассказывает пенсионерка.

Когда на работе становилось совсем невмоготу, помогали муж Александр и свекровь Ольга Даниловна. Выходных и больничных тогда не брали, в ответе были за животных: ведь кормить и доить каждый день требовалось.

Старания и ответственность молодой колхозницы заметило руководство. Со временем Марии стали доверять всё больше коров на раздой. Колхозница начальству не перечила, поручения выполняла, от работы не отлынивала.

Шестеро детей — ни одного декрета

Первенец Юрий родился у супругов в 1956 году, через год — Александр, ещё через год — Иван. Ещё двое детей появились с перерывом в два года. Последним ребёнком в семье стала девочка.  Ни с одним малышом в декретном отпуске Мария не сидела, продолжала работать. С детьми помогала свекровь. Со временем расширили подворье: корова, овцы, поросята, куры. Да и в огороде надо было успеть управиться.

Шестеро детей, муж, свекровь, всем надо уделить внимание, обстирать, заштопать, покормить. Ежедневная выпечка чёрного и белого хлеба на такую большую семью — работа не из простых. Иногда Мария засыпала прямо в одежде, потому что в три часа надо было бежать на утреннюю дойку.

Советские доярки на ферме
Советские доярки на фермеФото: pl.pinterest.com

В 1964 году семья построила свой дом. Он и сейчас стоит в селе, в нём живут сын Пётр с супругой Надеждой. Сама Мария Ивановна перебралась к дочери, так как супруг скончался больше 27 лет назад, а самостоятельно она себя обслуживать уже не может.

Жизнь переменчива. Молодёжи сейчас трудно представить, как можно встать в три часа утра, пройти несколько километров до фермы, накормить и подоить вручную два десятка коров, вернуться домой. И там печь, кормить, стирать, мыть. И снова на ферму…

Но такие уж это особые люди — большой силы и твёрдой воли. И сейчас они не падают духом, потому что видят: всё было не зря. Шестеро детей, девять внуков и 14 правнуков — достойная награда за все старания и труды. Живите долго, Мария Ивановна!  И пусть ваши близкие любят вас и заботятся о вас!

Автор:Наталия Копылова