«Народ без памяти слеп», — говорят мудрые. Хорошо, что в последние годы вернулась столь необходимая каждому человеку память, а вместе с ней — уважение и почтение к ветеранам. Речь идёт и об участниках войны, и о тыловиках, и о долго остававшемся в тени поколении детей военных лет.
Виктор Тимофеевич Карасёв
Одному из них, Виктору Карасёву из села Анненка, было десять с половиной, когда пришло известие о начале Великой Отечественной войны. Его отец Тимофей Никитович ушёл на фронт. В сентябре 1943 года пришла похоронка, в которой сообщалось, что умер он от ран и похоронен в Орловской области. Это было время контрнаступления наших войск в районе Курской дуги. Ещё до похоронки из семьи на фронт ушёл старший сын Степан 1925 года рождения.
Степан писал с передовой, из госпиталя, потом письма перестали приходить. В октябре 1943 года близкие получили известие, что Степан пропал без вести. В одну осень семья потеряла двух любимых мужчин.
Виктору пришлось взять на себя непосильную ношу: поддерживать мать, заботиться о младших (их было трое). От зари до зари он работал в поле. Что же выпало на его сиротскую долю, когда сразу стал он и отцом, и хозяином?
Зарабатывал трудодни
Вначале Виктор вместе с дядей пас колхозное стадо. Летом 1942 года назначили его прицепщиком на тракторе, а потом штурвальным. Парень понемногу осваивал механизаторское дело, иногда сам управлял трактором, зимой помогал с ремонтом техники. Не боялся трудностей, забывал об усталости, но на трудодень Виктор, ещё ребёнок по сегодняшним меркам, зарабатывал наравне со взрослыми.
Самым счастливым (Виктор это помнил) был момент, когда мама вечерами доставала из печи каравай, испечённый из муки, которую мальчишка принёс домой сам. Какой неподдельной радостью светились глаза братишек и сестрёнки! А скупая слеза матери, за всю свою оставшуюся жизнь так и не снявшей вдовий платок, наверное, была самой великой наградой.
После войны Виктор окончил семь классов, курсы при МТС и устроился трактористом. До самой пенсии Виктор Тимофеевич работал на тракторе. Ему поручали сложные участки работы, он никогда не отказывался, не жаловался на усталость или нехватку времени.
Уйдя на пенсию, продолжал трудиться. Общий трудовой стаж его насчитывает 62 года. Труд Виктора Тимофеевича отмечен грамотами и ценными подарками, значками «За доблестный труд», «За успехи в народном хозяйстве», юбилейными медалями.
Мария Фёдоровна Карасёва
Марии Карасёвой (в девичестве Якутиной) в начале Великой Отечественной войны было 11 лет. Отца призвали в армию, семья осталась без кормильца. Фёдор Карпович был мобилизован в тот период, когда враг уже продвинулся в глубь страны, подходил к Москве, рвался к Волге. Дома остались жена и дети.
Все трудности выживания легли на плечи матери Татьяны Михайловны и четырёх её дочерей-подростков, старшей из которых было 15 лет, а младшим — всего семь и шесть. Мария была вторым ребёнком. Так как старшую дочь забрали на лесозаготовки, кормить семью приходилось Марии с матерью.
Летом и осенью 1941-го девочка работала на зернотоку. Урожай был богатый, надо было его сохранить. И Мария с подругой и старшей наставницей сортировала зерно, перетаскивала мешки в склад. Работали с раннего утра и почти до полуночи. Еле живая приходила девчушка домой, а утром, разбуженная мамой, снова спешила в колхоз.
Зима была испытанием
В декабре 1941-го семье пришло сообщение, что отец пропал без вести. Это случилось в боях под Воронежем. Перенести такое известие было трудно. Девочки понимали, что они остались сиротами и пожалеть их теперь некому.
Настоящим испытанием стала для оставшихся без главы семьи женщин нагрянувшая зима. Закончились дрова, приготовленные отцом, за водой надо было ходить в родник к речке, а девчонки много ли смогут принести? Мария тогда училась в школе, и порой нечего было покушать, а об обуви и одежде и говорить было нечего: зимнюю обувь не успели купить. Приходилось донашивать старые мамины валенки.
Весной 1942 года Мария выполняла работу наравне с взрослыми: сеяла зерно (в то время это делали вручную), ходила за трактором и очищала плуг (сколько километров исходили её ноги, одному Богу известно!), возила воду рабочим. В сенокос стала косить, научившись держать косу, и была одной из лучших косарей.
В то время создавали бригады по уборке, которые косили хлеб, вязали в снопы, складывали. Всё это делала и Маша. И если старшие умели выкроить время на отдых, то девчонка по малолетству была бесхитростной, не могла обманывать, работала до упаду.
К концу войны умела всё
Было и такое: весь день работали на току, потом до полуночи убирали снопы, оставленные в поле, складывая их на носилки по 13 штук. Такой способ укладки назывался «крестец», а всего в копне было 52 снопа. Утром надо было сушить зерно. Неимоверно тяжёлая работа! Труд для крепкого взрослого мужчины.
Как и многие сверстницы, делала её и Мария. Жаловаться и возмущаться никто и не думал, потому что знали: всё для фронта, всё — для Победы.
Весной приходилось ходить за семенами на станции Вернадовка и Соседка, оттуда пешком на плечах нести 16 килограммов зерна. В весеннюю распутицу тащить на себе пуд зерна 50-70 километров — посильно ли такое девочке! Но ведь несла же: надо!
К окончанию войны Мария умела всё, что поручали в колхозе, ведь 12-15-летние подростки тогда быстро стали взрослыми, самостоятельными.
Мария окончила четыре класса школы, дальше учиться возможности не было, подрастали сёстры, и их надо было тоже учить. Девушка, не зная детства, сразу попала во взрослую жизнь. Вот она — суровая и не идущая на уступки реальность, которую ни изменить, ни отодвинуть нельзя. Сиротская доля, что ещё можно сказать?
Невзгоды и утрата близких не сломили Марию, она выжила, выстояла, осталась человеком. Все, кто знал её тогда, говорили, что Мария сильная, добрая, честная, да к тому же очень обаятельная девушка.
Радость со слезами на глазах
Известие об окончании войны в семье приняли с радостью, только вот и слёз было пролито много, потому что праздник омрачался потерей отца. На всю жизнь печать сиротства осталась в сердце болью и недоумением: за что и почему?
В 1957 году Мария Фёдоровна вышла замуж. Вместе с мужем Виктором Тимофеевичем Карасёвым прожили они 58 лет, вырастили двух дочерей, помогали растить пятерых внуков и двух правнуков. Мария Фёдоровна ушла на пенсию в 1984 году, проработав в колхозе 43 года.
Труженики тыла Мария Фёдоровна и Виктор Тимофеевич Карасёвы, к сожалению, уже ушли из жизни. Но дети, внуки, родственники и близкие хранят память о них — скромных и самоотверженных тружениках, которые вместе со страной громили врага. Вот только оружием их были не снаряды, а сильные руки, горячее сердце и неимоверная любовь к своей родине.