В семье Мелины Мурадханян из Гавриловки 2-й четверо детей. Старшие сыновья Самвел и Гор и сёстры-близнецы Нане и Мане любят, когда мама читает им сказку Ованеса Туманяна «Пёс и кот» (0+). По словам Мелины, к котам в армянской культуре отношение особое.
Армянская белая кошка, по словам женщины, обязательно имеет жёлтые пятна на лбу. Попытки объяснить их происхождение породили мифы и легенды. Одна из них гласит, что во время всемирного потопа ванскую кошку в числе других живых существ Ной взял с собой в ковчег. Там она поймала мышь, посланную дьяволом чтобы прогрызть дыру в корпусе ковчега. В знак благодарности за спасение судна Господь возложил на кошку свою десницу. На этом месте осталась характерное жёлтое пятно.
Не легенда, а уже факт: для изучения особенностей породы в Ване открыт институт исследований армянской кошки, при котором действует специальный питомник.
Ванские кошки белого окраса, с разноцветными глазами, признаны национальным достоянием Турции, их вывоз из страны запрещён.
Барно Саъдуллоева из Пересыпкино 1-го родом из Таджикистана, но много лет живёт с семьёй на гавриловской земле. Женщина помнит таджикский фольклор и перед сном маленькой внучке рассказывает таджикскую сказку «А где же кошка?» (0+).
По её словам, в фольклорных произведениях ислама обязательно встречается это животное. Одно из преданий гласит, что пророк Мухаммад во время похода на Ухуд увидел, как бездомная кошка кормит маленьких котят. Чтобы воины не затоптали кошачье семейство, он поменял маршрут движения армии. Сражение оказалось неудачным – воинам пришлось отступить. Но на обратном пути пророк всё равно забрал бездомную кошку и больше не расставался с ней никогда.
Считается, что Муизза спасла Мухаммада от смертельного укуса змеи. После этого пророк погладил любимицу и вознаградил кошачий род умением всегда падать на лапы, оставаясь в живых.
У жительницы Гавриловки 2-й Ольги Косенковой дети уже подросли. Но она помнит, как читала им сказки про кота-баюна – огромное чудище, которое сидит на железном столбе и усыпляет богатырей, рассказывая сказки, чтобы потом съесть их.
По словам Ольги, в русских сказках о котах, которые она читали троим своим детям, кот был либо таинственным и злым, чёрного окраса, либо, наоборот, добрым хранителем домашнего очага.
Окраска кошки имеет символическое значение. Белая масть, согласно легендам, означает связь с зарёй, чёрная — с ночью. Говорят, что если во сне на грудь навалилась чёрная кошка — это домовой давит. Надо его спросить: «К добру или к худу?» — и выслушать ответ.
На Руси люди издавна присматривались к этому животному. Сохранились народные приметы: если кошка сворачивается клубком — к морозу, спит животом вверх — к теплу, скребёт лапами стену — к ветру, пол — к вьюге, умывается — к погожим дням, лижет хвост — к дождю, потягивается в сторону хозяина — к обновке.
Существует поверье, что кошка настолько живуча, что только девятая смерть и может стать для неё последней.